Каждый ребёнок рождается с заданной генетической программой и уникальным набором возможностей. Он не готов функционировать самостоятельно и нуждается во взаимодействии с окружающими. Это общение начинается на бессловесном уровне тел и чувств, взглядов, звуков, прикосновений, молока. При этом, маме удаётся регулировать состояние ребёнка и возвращать его в комфортное, т.к. изменения гормонального фона позволяют установлтвать маме сильную идентификацию с ребёнком и ощущать его эмоции как свои. А через влияние эмоциональных и социальных факторов маленький ребёнок создаёт свою "мелодию жизни", стремясь сохранить необходимый уровень возбуждения и постоянно адаптируясь к изменяющимся внешним и внутренним обстоятельствам. Однако, даже небольшие отклонения в самом начале процесса могут привести к значительным расхождениям в дальнейшем. Так, дети матерей, находящихся в депрессии, приспосабливаются к низкому уровню стимуляции и привыкают к низкому уровню положительных эмоций. Дети беспокойных матерей могут приходить в состояние перевозбуждения. В случае проблемного раннего опыта незрелость определенных биохимических систем не позволяет им полноценно участвовать в управлении эмоций и может приводить к повреждению механизмов реагирования на стресс. Даже сам рост мозга, темпы которого наиболее высоки в раннем возрасте, может быть нарушен, если условия в которых он развивается, неблагоприятны. Это закладывает предпосылки для целого спектра социальных и эмоциональных сложностей в будущем, которые приводят к личностным и эмоциональным расстройствам, психосоматическим заболеваниям и даже задержкам в психическом развитии.
Учеными доказано, что развитие способности осознавать и обдумывать собственные эмоции в раннем возрасте приводит к развитию коры головного мозга, в частности префронтальной зоны. Когда ребёнок смотрит на улыбающихся маму или папу он распознает расширение зрачков, как информацию о приятном возбуждении. В ответ на это его нервная система запускает выделение нейропептида удовольствия - бета-эндорфина, который стимулирует рост нейронов, и допамина, который приводит к хорошему самочувствию, обеспечивая энергетический и стимулирующий эффект. Таким образом, взгляды любящих родителей запускают приносящие удовольствие биохимические реакции, которые приводят к росту мозга ребенка. Следовательно, успех созревания центральной нервной системы зависит от количества позитивного опыта, который получит ребёнок. Большое количество положительного опыта в раннем возрасте приводит к развитию мозга с большим количеством нейронных соединений, - свидетельствует британский психоаналитик Сью Герхардт. Таким образом, развитие психики основывается на эмоциональной связи и вовлечённости в отношения со взрослыми. Эмоции открывают дорогу аналитическому мышлению и тем самым, интеллектуальной деятельности.
Необходимо добавить, что особенности эмоционального взаимодействия между младенцами и родителями влияют на появление чувства доверия к миру. Опыт любви, пережитый в первичных отношениях, способствует формированию человека, способного к любви, а значит, способного строить конструктивные отношения с обществом. Отсутствие эмоциональной близости со взрослым, страх и чувство незащищенности тормозят природную потребность исследования окружающего мира и установление с ним взаимодействия.
Поэтому, именно в самом раннем возрасте ребёнок впервые ощущает свои чувства, учится управлять ими, начинает систематизировать собственный опыт и вырабатывать механизмы, которые будут влиять на его дальнейшее поведение и умственные способности.
Моя программа "Вместе с мамой" предназначена для здоровых детей грудного и раннего возраста, а также детей различного возраста с особенностями развития. Программа направлена на установление и укрепление здоровых эмоциональных взаимоотношений родителей и ребёнка, формирование базового доверия к миру, преодоление трудностей эмоционального и социального развития, высвобождение ресурсов для интеллектуального развития. Занятия строятся с учетом нейрофизиологических особенностей ребёнка, проводятся совместно с родителями. Используются методики глубинной юнгианской песочной терапии, музыкотерапии, сенсорной стимуляции, игровые техники, работа на световых столах.