Материнство - один из важнейших этапов развития женской идентичности. Это истинное раскрытие женских способностей, возможностей, эмпатии и интуиции. Значительное влияние на судьбу будущего человека оказывает готовность матери понимать мир ранних потребностей ребёнка, его реакций и неповторимости. При этом не важно, что реально делает мама, а важно из каких внутренних бессознательных побуждений она действует и что передаёт. Между мамой и ребёнком создаётся поток энергии, когда мама посылает свою любовь, доброжелательность и понимание, а принимает жизненные эмоции и реакции ребёнка. Она смягчает его боль, подбадривает в страхе и усиливает радость, готова к разногласиям, объяснениям и адекватным ограничениям, без ущерба для себя, удовлетворяя свои собственные потребности и потребности ребёнка.
Однако, материнство имеет и обратную сторону, проявляющуюся во враждебном отношении к собственным детям. Например, когда ребёнок рождается "не вовремя", ограничивает свободу, профессиональную карьеру, вносит изменения в социальный статус женщины или в отношения с партнёром, не оправдывает ожиданий, предъявляет собственные требования и своими потребностями доводит до границ терпения. Или когда мама находится в стрессе, жертвует собой, чрезмерно обременена задачами и обязанностями, имеет мало ресурсов, не является источником энергии, перегружена и истощена, то она всё чаще начинает испытывать злость и раздражение на мешающего ей ребёнка. Эти чувства и проявления по отношению к детям осуждаются обществом и самими родителями и поэтому отрицаются и скрываются поглубже. Однако свои переживания и разочарования, свою нужду или тоску мама обязательно передаст ребёнку в каждом жесте, каждом движении и в каждом контакте с ним. И здесь, к сожалению, не поможет сознательный контроль. Большинству таких матерей нелегко открыто сказать, что им бывает тяжело заботится о детях и что у них есть свои собственные потребности, признать, что дети действительно действуют на нервы и могут доводить до отчаяния. Именно отрицание враждебного отношения к детям является главным источником нарушений, т.к. мама теряет глубокую связь с ребёнком и неосознанно отказывает ему в реальном контакте. Но видимые внешние старания, многослойная нагрузка женщины домашним хозяйством не позволяет ей это осознать и правильно оценить своё поведение. Негативные чувства часто маскируются под перфекционизм и материнскую гиперопеку, тревогу или чувство вины, съедающие изнутри. При усталости мама может кричать на ребёнка, а потом извиняться, испытывая сожаление, "из лучших побуждений" пытаться поскорее ограничить и дисциплинировать ребёнка, управлять его поведением, стараться сделать ребёнка таким, каким ей самой нужно, т.е. каким бы она смогла его выдержать.
Неосознанное отвержение ребёнка приводит к формированию неуверенного человека, который будет бессознательно вести себя так, чтобы его отвергали и считали невыносимым, сомневаться в своём праве на существование или страдать от тяжелого чувства вины, жить с угнетающим убеждением в своей "неправильности", ущербности и одиночества, становится зависимым от внешних обстоятельств. Однако, изнеживание матерью также не формирует здоровых отношений с ребёнком. Такая мама даёт больше, чем у неё есть, или даёт то, что она считает правильным, компенсируя свои дефициты. Она вне контакта с ребёнком и не чувствует ни своих границ, ни истинных желаний ребёнка. Такие люди становятся избалованными и капризными, манерными, высокочувствительными и неустойчивыми. Скрытый дефицит вызывает неуверенность и страх. Если ребёнок не познал любящего к себе отношения, а его основные потребности не удовлетворялись, он пережил травматические моменты жизни, имевшие негативные последствия для развития и раскрытия его личности, то во взрослом возрасте своими бессознательными действиями и установками он перенесет негативные родительские комплексы на отношения к своему ребёнку.
Учитывая, что роль мамы наиболее велика в раннем возрасте ребёнка, а аффективные впечатления, как позитивные, так и негативные в довербальном периоде являются наиболее мощными и глубокими, то в терапевтической практике необходимо использовать невербальные пути доступа к бессознательным психическим процессам. Технологии глубинной юнгианской песочной терапии в сочетании с приемами телесноориентированной терапии, активного воображения и медитации позволяют прикоснуться к бессознательным областям психики довербального этапа жизни с целью освобождения от родительских комплексов и обретения возможности здорового общения со своими родителями и собственными детьми.